Нам известно, что сферой профессиональной деятельности Вашей компании является налоговый консалтинг. Так кто же такие налоговые консультанты?
Как уменьшить налоговые выплаты и одновременно не нарушить закон, как правильно составить налоговую и финансовую отчетность, как противостоять неправомерным действиям чиновников? Ответы на эти вопросы знает налоговый консультант. Профессионал подскажет верное решение в сложной ситуации и даже поможет выиграть дело в суде.
За рубежом налоговые консультанты уже давно зарекомендовали себя как проводники, без которых невозможно пройти по минному полю сложных и непредсказуемых налоговых правоотношений. Профессия налогового консультанта является для Украины хотя и новой, но достаточно перспективной профессией. Нашими услугами пользуются субъекты хозяйствования разного масштаба и всех форм собственности. Это неудивительно, ведь налоговые тонкости есть в каждой сфере.
Важным шагом для профессиональной сферы и подтверждением важности нашей работы для общества стало внесение в Государственный классификатор профессий профессии «Консультант по налогам и сборам». Благодаря Союзу налоговых консультантов Украины, усилиями которого и ранее осуществлялась сертификация специалистов, в феврале 2004 года Министерством труда были утверждены также квалификационные требования к профессии.
Понятно, что далеко не каждая компания имеет возможность держать в штате такую высокооплачиваемую единицу, как квалифицированный налоговый консультант. Поэтому многие прибегают к помощи внешних специалистов.
Как показывает практика, в компаниях, где есть налоговый консультант, налоговых проблем значительно меньше, а если они и возникают, то решаются самым оптимальным и выгодным для предприятия способом.
Чем налоговый консультант отличается от юриста, главного бухгалтера или аудитора?
Многие полагают, что налоговый консультант – это юрист и главбух «в одном флаконе». Это слишком упрощенное понимание, которое далеко от истины. Настоящий налоговый консультант не является механическим смешением этих двух профессий. Для идентификации налоговых рисков совершенно недостаточно знания налогового права и бухучета, надо еще знать живое право и практику, национальные особенности ведения бизнеса.
Корпоративный юрист, главный бухгалтер и финансовый директор часто объективно не могут выполнять эти функции и охватить огромный пласт проблем, вызванных постоянными изменениями в законодательстве и сегодняшней налоговой реформой. Если взять бухгалтера, то все его отчеты и декларации, учет финансово-хозяйственных операций, основанные на не проработанных договорных конструкциях и схемах, после углубленной налоговой проверки могут быть использованы как доказательства по уголовному делу об уклонении от уплаты налогов! Тем более, что даже очень продвинутый финдиректор, заваленный рутинной работой, чисто физически не может обеспечить квалифицированное стратегическое налоговое планирование. Что касается юриста, то он в большей степени выполняет претензионно-исковую работу, и, как правило, силен в договорном праве, но не зная нюансов налогообложения и практики, не может помочь в налоговом планировании.
Налоговый консультант принципиально отличается и от аудитора, который выполняет особую публичную функцию, подчиняясь строгим стандартам и правилам аудиторской деятельности. Аудитор констатирует только причины проблем и их последствия, и, в отличие от налогового консультанта, не решает налоговых головоломок клиента, так как это запрещают стандарты аудита, нарушение которых строго карается.
Важная миссия налогового консультанта – сплотить команду и нацелить ее на решение конкретных налоговых задач. Он объединяет усилия всех сотрудников, начиная от руководителя и финдиректора, главбуха, юристов и заканчивая службой безопасности, менеджерами, сотрудниками, доверенными лицами и контрагентами, которые прямо или косвенно были задействованы в проекте, исполнении договоров, сделок и процедур. Он участвует в налоговой проверке, готовит аргументацию для возражений на акт по ее итогам, он защищает интересы компании в налоговых органах и судах, он выступает переговорщиком, он взаимодействует с правоохранительными органами.
Но самое главное, что налоговый консультант не просто решает налоговые проблемы, а предотвращает их!
А как организована система правового регулирования и организации налогового консультирования на примере Европы?
По данным Ральфа Буссе (практикующий налоговый консультант, к.э.н., доцент, Германия), рассматривая системы налогового консультирования в отдельных европейских странах, можно выделить две существенно отличающиеся друг от друга системы регулирования правовых отношений на рынке налогового консультирования. Это, во-первых, система «государственного регулирования», когда нормативная база для налогового консультирования в основном кодифицирована законом и, во-вторых, система «саморегулирования», когда нормативная база для налогового консультирования исключительно установлена самыми действующими лицами.
Система «государственного регулирования» означает, что в данной стране имеется специальный закон о налоговом консультировании и существует профессиональное объединение, созданное и действующее на основе этого закона, поддерживая его осуществление и контролируя его выполнение. Членство в этой организации является обязательным, т.е. в соответствии с законом, изданные объединением нормативные положения обязывают всех субъектов налогового консультирования страны.
Странами-представителями этой системы в Европе выступают например: Австрия, Венгрия, Германия, Италия, Польша, Словакия, Франция, Хорватия и Чешская Республика. Люксембург и Португалия тоже относятся к этой группе, хотя членство в профессиональной организации там добровольное.
В странах с выраженной системой «саморегулирования» обычно нет специального закона регулирующего налоговое консультирование. Профессиональное объединение при этом (а в отдельных странах может быть более одного), как правило, создано на частноправовой базе и действует исключительно на основе поставленных себе правил и норм. Членами профорганизации становятся лица, отвечающие требованиям для вступления в неё, но на добровольных началах. Таким образом, собственные нормативные положения, изданные объединением, обязывают только его членов. С членством связано право нести профессиональный титул, указывающий потенциальному клиенту на ожидаемый квалификационный уровень предлагающего услуги в области налогового консультирования.
К странам, имеющим систему «саморегулирования» относятся, например, Бельгия, Великобритания, Голландия, Ирландия, Испания, Финляндия и Швейцария.
Также следует отметить, что с 1959 года функционирует Европейская конфедерация налоговых консультантов, которая объединяет 160 тыс. налоговых консультантов из 22 стран. Ее целью является объединение организаций налоговых консультантов европейских государств как в рамках Европейского Союза, так и за его пределами, в защите профессиональных интересов и обеспечении качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам.
Какая роль, по Вашему мнению, будет отведена налоговым консультантам в ближайшем будущем?
Налоги во всем мире становятся все более и более сложными. Налоговое законодательство весьма нестабильно, оно постоянно меняется, появляется что-то новое. Поэтому возрастает роль налогового консультанта, который помогает руководителю в вопросах планирования налогов и оптимизации налогов.
Образно говоря, налоговый консультант – более современный и более эффективный вид вооружения для налогоплательщика, нацеленный на квалифицированное, системно-комплексное решение налоговых задач особого рода. У него особая задача: помочь построить наиболее оптимальную модель бизнеса с учетом специфики налогоплательщика, его статуса, положения на рынке, конкуренции, налоговых рисков, выбрать наиболее выгодные и безопасные договорные конструкции, схемы товарно-финансовых потоков. Настоящий налоговый консультант одновременно способствует решению массы управленческих проблем предприятия (группы компаний), делая бизнес более безопасным, устойчивым и прозрачным. Управление налоговыми рисками является важной частью управления бизнесом, поэтому зачастую наряду с финдиректором налоговый консультант является правой рукой и самым ближайшим советником топ-менеджера.
Будущее за налоговым менеджментом, предметом которого являются налоговые риски и налоговое планирование. Во всем цивилизованном мире, в частности, в Германии, Великобритании, США эту функцию выполняют налоговые консультанты. Радует, что и в Украине они играют все большую и большую роль в бизнесе. Это признак зрелости как налогоплательщика, так и налоговой системы!
Вернемся к украинским реалиям. Какие главные задачи налогового консалтинга в Украине?
Главная цель налогового консалтинга – это защита интереса налогоплательщика. Для ее реализации налоговые консультанты должны решить много задач, в частности:
– спланировать предстоящие сделки, а иногда и бизнес, с точки зрения налоговых последствий;
– оценить целесообразность снижения налоговых выплат;
– предупредить возникновение конфликтов с налоговыми органами;
– минимизировать отрицательные последствия таких конфликтов;
– не допустить нарушения имущественных прав налогоплательщика.
При этом надо увязать интересы бизнеса, направленные на получение конкурентных преимуществ, с действующей системой налогообложения на основе максимального использования всех видов законодательства, законодательных льгот и преференций, позволяющих бизнесу комфортно существовать, не выходя за рамки правового поля.
Проведение такой работы не является разовой акцией. Она должна систематически поддерживаться налоговым консультантом. Ведь законодательство и бизнес-среда меняются и поэтому консультант постоянно должен держать руку на пульсе таких изменений, чтобы оперативно корректировать разработанную им стратегию.
Естественно, стратегией дело не ограничивается. Стратегия – это только начало. После этого необходимо сделать самое главное – внедрить стратегию на уровень конкретных исполнителей. Это длительная и кропотливая работа, включающая разработку должностных инструкций, правил, регламентов и прочих элементов системы по доведению стратегии до сознания конкретных сотрудников, ибо они и являются главными проводниками этой стратегии.
Консультационная работа включает в себя и многие иные действия, полностью перечислить которые в рамках интервью невозможно.
Как принятие Налогового кодекса отразится на приоритетах налогового консалтинга?
Относительно вступившего в силу Налогового кодекса хочу отметить, что формировать практику его применения придется практически «с нуля». Уверен, что налоговые консультанты внесут свой немаловажный вклад для положительного решения проблемных вопросов и формирования налоговой культуры в целом.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе появился институт представителя плательщика налогов (статья 19), который имеет права, установленные кодексом для налогоплательщика. Кодекс предусматривает, что налогоплательщик может вести дела, связанные с уплатой налогов, как лично, так и через своего представителя. То, что это прямо прописано в Законе – немаловажно, поскольку позволит передать нелегкую «ношу» исчисления и уплаты налогов профессионалам.
Налоговые консультации налоговых и таможенных органов в соответствии с Налоговым кодексом получили статус индивидуальных. Однако налогоплательщик получил право обжаловать в суде как правовой акт индивидуального действия налоговую консультацию контролирующего органа, изложенную в письменной форме, которая, по мнению такого налогоплательщика, противоречит нормам или содержанию соответствующего налога или сбора.
Думаю, что и здесь налоговые консультанты должны сыграть важную роль. Ведь в сегодняшних условиях мало просто прочитать нормативный документ. Важно – понять, еще важнее – правильно трактовать и грамотно его применить.
И напоследок, что Вы посоветуете нашим читателям при выборе налогового консультанта?
При решении текущих или стратегических налоговых задач клиенты самостоятельно определяют степень взаимодействия с внешними консультантами, это могут быть как разовые консультации, оценка налоговых последствий при планировании сделки или новой деятельности, так и комплексное налоговое обслуживание.
На мой взгляд, заказчику в первую очередь следует ориентироваться на системный подход к предоставлению услуг конкретным налоговым консультантом, который должен обеспечить защиту первого на любом этапе деятельности (от замысла до возможной защиты интересов в суде).
Естественно, важное значение имеют также и другие критерии выбора консультанта, которые в той или иной мере свидетельствуют о качестве его услуг: место консультанта на рынке, профессиональные публикации, опыт, репутация, цены.
Как показала наша практика, максимальный эффект налоговое консультирование имеет в случае постоянного сопровождения клиента. Не в последнюю очередь, из-за постоянных изменений законодательства, которые порой не в состоянии отследить даже отраслевые специалисты.
Нашей компанией, например, системный подход сотрудничества с клиентами реализован в виде абонентского обслуживания. Благодаря постоянным диалогам в режиме он-лайн, наши специалисты могут глубже изучить потребности клиентов, специфику деятельности и актуальных вопросов, что, в свою очередь, позволяет предоставлять услуги именно с учетом такой специфики и особенностей, а также предлагать собственные разработки и предложения, направленные на оптимизацию налоговых платежей и предотвращение потенциальных рисков. При этом в любое время, клиент может обратиться к нашим специалистам и они будут готовы принять вопрос, изучить его и предоставить квалифицированную и практическую консультационную помощь без дополнительного согласования стоимости услуг и других сопутствующих вопросов.
И главное. При выборе налогового консультанта всегда следует помнить, что стоимость предотвращения или стоимость недопущения ошибок всегда ниже стоимости их исправления.
Александр Киришун,
Консалтинговая компания «ЭКСПЕРТ»
От редакции: редакция журнала благодарит Киришуна Александра за обстоятельные ответы на вопросы. Мы очень надеемся, что данная информация будет полезна для читателей журнала.
Опубліковано 04.01.2011р.:
Журнал «Школа професійного бухгалтера»
*******
Усі права на цей матеріал належать Консалтинговій компанії «ЕКСПЕРТ». Будь-яке копіювання, передрук, поширення цілком або частково допускається винятково з письмового дозволу правовласника.